7 февраля 2017 года Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга и подведомственное ему Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти «Пиларн» организовали участие координаторов программы ««Подготовка волонтеров для участия в спасательных операциях по ликвидации нефти и нефтепродуктов в береговой полосе» двух Санкт-Петербургских ВУЗов в рейде акватории р. Невы на ледоколе «Невская застава». Активное участие в данном мероприятии приняли студенты, проходящие обучение по направлению подготовки «Экология и природопользование» на кафедре ЭБЖД ИВО и координатор наших экологов-волонтеров доцент кафедры ЭБЖД Гильдеева Ирина Михайловна.
«Невская застава» – это уникальный ледокол, где мостик, на котором располагается пункт управления, способен подниматься и опускаться. Происходит это за счет гидравлических домкратов. Таким образом, ледокол в любое время суток способен проходить под петербургскими мостами.
Этот буксир-ледокол сконструирован специально для Санкт-Петербурга. Боевое дежурство здесь не прекращается ни на секунду – судно в любой момент может выйти в акваторию Невы. Оно спасает суда из ледовых ловушек и устраняет сами препятствия. Так называемые зажоры мешают не только судоходному транспорту – весной их скопление может вызвать сильный паводок.
Владимир Иванов, генеральный директор ГУП ПИЛАРН: «Опоры мостов, которые располагаются в черте города, задерживают лед, который движется вниз по реке, и чисто физически рядом с ними образуются заторы. Проходя вверх-вниз по реке, тревожа эти образования, мы делаем свободный проход для льда. И таким образом угроза подтопления ликвидируется».
Ликвидируют с помощью буксира и нефтяные разливы. Для этого здесь есть «Амфибия» – специальная платформа, которая опускается на воду.
Еще одна функция ледокола – это тушение пожаров. Пожар можно тушить на расстоянии 80 метров. Причем, управляется все это дистанционно, с мостика капитана. Оттуда же происходит и управление всем судном. Все по последнему слову техники, вместо штурвала – «джойстики», вокруг несколько мониторов. Капитан видит обстановку буквально на все 360 градусов
Хочется выразить особую благодарность Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в лице начальника отдела координации аварийных работ Березина Игоря Константиновича и главного специалиста отдела Смирнова Николая Александровича, руководству ГУП «Пиларн», а также экипажу судна за уникальную возможность, предоставленную нашим студентам-экологам, увидеть ледокол в работе. Это было поистине незабываемо!