ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича

СТАНЬ КАДРОВЫМ ОФИЦЕРОМ

Офицер Вооруженных Сил Российской Федерации — это материальная стабильность, это возможности карьерного роста и повышения социального статуса.

Об участии в объединенном пленуме УМС Федерального учебно-методического объединения по УГСН «Науки о Земле»

30-31 мая 2017 года в качестве члена УМС по экологии и природопользованию профессор кафедры ЭБЖД доктор географических наук, профессор Стурман Владимир Ицхакович принял участие в объединенном пленуме УМС Федерального учебно-методического объединения по УГСН «Науки о Земле», состоявшемся в г. Белгород, на базе Белгородского государственного университета.

В рамках указанного мероприятия был рассмотрен ряд вопросов, в т.ч. о текущей ситуации с разработкой ФГОС и ПООП.

1. Ученым секретарем ФУМО Алексеевой Н.Н. было сообщено, что Министерство науки и образования РФ предполагает ввести в силу новые стандарты ФГОС-3++ с 1 сентября 2018 г., при этом в 2016-17 гг. оно неоднократно пересматривало концепцию и макеты ФГОС-3++ и окончательного решения по этому вопросу пока не принято. Проекты ФГОС-3++ по направлениям подготовки УГСН «Науки о Земле», представленные ФУМО в декабре 2016 г. и в феврале 2017 г. были самим ФУМО отозваны.

Министерство настаивает на рамочном характере ФГОС, предельно разгруженном от конкретного содержания, тогда как сообщество ректоров во главе с ректором МГУ Садовничим В.А., такой подход резко критикует, называя «выхолащиванием». В качестве возможного компромисса рассматривается вариант с формированием единого комплекса из ФГОС, обозначающего общие рамки, и примерной основной образовательной программы (ПООП), содержащей более полные сведения, в т.ч. о формируемых компетенциях.

Переход от ФГОС-3+ к ФГОС-3++ рассматривается как актуализация действующего стандарта и не предполагает новой аккредитации или лицензирования вузов.

В отличие от действующих ФГОС-3+, в ФГОС-3++ предусматривается увязка с утвержденными Министерством юстиции РФ профессиональными стандартами (ПС). При этом в областях, где ПС отсутствуют, допускается формирование профессиональных компетенций на основании имеющегося опыта трудоустройства выпускников.

Для направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользования имеются утвержденные ПС специалистов:

— по обеспечению экологической безопасности на промышленных предприятиях;

— по обращению с отходами;

— по рекультивации земель и агролесомелиорации.

В новом ФГОС-3++ (или ПООП к нему) должны быть предусмотрены соответствующие требованиям ПС профессиональные компетенции, а в разрабатываемых вузами основных образовательных программах (ООП) – обеспечивающие их формирование учебные дисциплины и/или практики.

В стандартах ФГОС-3++ не предполагается деления программ подготовки бакалавров и магистров на прикладные и академические.

Предполагается:

— деление компетенций на обязательные и рекомендуемые;

— введение категории «по выбору студентов» не только для дисциплин, но и для практик.

В макете ФГОС министерства не предусматривается преддипломная практика, но в то же время предполагается включение в блок «Государственная итоговая аттестация» как экзамена, так и выпускной квалификационной работы. В проекте министерства не предусматриваются минимальные объемы контактной работы со студентами, что вызывает озабоченность представителей вузов.

Министерство настаивает на формулировке об участии в реализации ООП не «научных и научно-педагогических кадров», как это имеет место сейчас, а только «научно-педагогических кадров», что вызывает резкие возражения ректоров ведущих вузов, имеющих в своем составе научные подразделения.

2. Владимир Ицхакович принял участие в заседании УМС по направлению подготовки «Экология и природопользование», посвященном обсуждению типов профессиональных задач, содержания профессиональных компетенций и профилей подготовки на уровне бакалавриата. По ходу обсуждения внес ряд предложений, ориентированных на всемерное усиление прикладной направленности подготовки, часть из которых были приняты.

По итогам обсуждения был сформирован перечень типов профессиональных задач, из которого вузы будут делать выбор при формировании ООП:

— научно-исследовательский;

— проектно-производственный;

— экспертно-аналитический;

— организационно-управленческий;

— педагогический;

— культурно-просветительский.

Внесен ряд поправок в формулировки профессиональных компетенций. Перечень профилей подготовки будет включать следующие:

— экология;

— природопользование;

— геоэкология;

— экологическая безопасность.

Полученная в ходе работы пленума информация и участие в состоявшемся обсуждении позволяют предвидеть содержание предстоящих изменений в учебном процессе и заблаговременно к ним готовится.